Экзаменационные билеты соответствуют Приказу Минобрнауки России от 02.08.2013 N 915 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 240100.01 Лаборант по физико-механическим испытаниям" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29491)
Экзаменационные билеты Лаборант по физико-механическим испытаниям, содержат ссылки в нормативно-технической литературе на правильные ответы, что позволяет быстро и качественно подготовиться к аттестации
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: физико-механические испытания сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции в различных отраслях экономики.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
сырье и материалы;
готовая продукция и полуфабрикаты;
лабораторное оборудование;
приборы и испытательные стенды;
нормативная и техническая документация.
4.3. Обучающийся по профессии 240100.01 Лаборант по физико-механическим испытаниям готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Подготовка образцов к испытаниям.
4.3.2. Подготовка оборудования к проведению физико-механических испытаний.
4.3.3. Выполнение физико-механических испытаний на лабораторном оборудовании.
4.3.4. Соблюдение правил и приемов техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности.
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Подготовка образцов к испытаниям.
ПК 1.1. Изготавливать опытные образцы в лабораторных условиях.
ПК 1.2. Определять соответствие параметров испытуемых образцов ГОСТ и ТУ.
5.2.2. Подготовка оборудования к проведению физико-механических испытаний.
ПК 2.1. Осуществлять проверку лабораторного оборудования.
ПК 2.2. Осуществлять простую регулировку лабораторного оборудования.
ПК 2.3. Выполнять работы по наладке оборудования.
5.2.3. Выполнение физико-механических испытаний на лабораторном оборудовании.
ПК 3.1. Осуществлять пуск и остановку лабораторного оборудования.
ПК 3.2. Наблюдать за работой оборудования в процессе проведения испытаний.
ПК 3.3. Снимать показания с приборов.
ПК 3.4. Выполнять расчеты и графические работы, связанные с проводимыми испытаниями.
ПК 3.5. Оформлять отчеты о проделанной работе.
5.2.4. Соблюдение правил и приемов техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности.
ПК 4.1. Владеть приемами техники безопасности при проведении испытаний.
ПК 4.2. Пользоваться первичными средствами пожаротушения.
ПК 4.3. Оказывать первую помощь пострадавшему.
Темы курса:
Тема 1 Общепрофессиональный учебный цикл
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
контролировать выполнение заземления, зануления;
пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;
знать:
основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;
сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;
основные законы электротехники;
правила графического изображения и составления электрических схем;
условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;
основные элементы электрических сетей;
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;
двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия, правила пуска, остановки;
правила техники безопасности при работе с электрическими приборами ОП.01.
Тема 2 Техническое черчение
уметь:
читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;
знать:
общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;
основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;
геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;
требования стандартов ЕСКД и ЕСТД к оформлению и составлению чертежей и схем
Тема 3 Основы материаловедения и технология общеслесарных работ
уметь:
определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве по составу, назначению и способу приготовления;
подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения;
выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;
пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ;
знать:
основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;
основные виды, свойства и области применения конструкционных металлических и неметаллических материалов, используемых в производстве;
особенности строения металлов и сплавов;
виды прокладочных и уплотнительных материалов;
классификацию и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов;
виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов;
методы измерения параметров и определения свойств материалов;
основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;
основные свойства полимеров и их использование; способы термообработки и защиты металлов от коррозии;
виды слесарных работ и технологию их выполнения;
устройство, назначение, правила выбора и применения инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ;
требования к качеству обработки деталей;
виды износа деталей и узлов;
свойства смазочных материалов
Тема 4 Основы технической механики
уметь:
собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;
читать кинематические схемы;
определять напряжения в конструкционных элементах;
знать:
виды износа и деформации деталей и узлов;
виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;
кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;
назначение и классификацию подшипников;
основные типы смазочных устройств;
типы, назначение, устройство редукторов;
трение, его виды, роль трения в технике;
устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации ОП.04.
уметь:
собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;
читать кинематические схемы;
определять напряжения в конструкционных элементах;
знать:
виды износа и деформации деталей и узлов;
виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;
кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;
назначение и классификацию подшипников;
основные типы смазочных устройств;
типы, назначение, устройство редукторов;
трение, его виды, роль трения в технике;
устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации
Тема 5 Охрана труда
уметь:
пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;
применять безопасные приемы труда на территории предприятия и в производственных помещениях;
использовать экобиозащитную и противопожарную технику;
определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
знать:
виды и правила проведения инструктажей по охране труда;
возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
действие токсичных веществ на организм человека;
меры предупреждения пожаров и взрывов;
нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;
общие требования безопасности на территории предприятия и в производственных помещениях;
основные причины возникновения пожаров и взрывов;
правовые и организационные основы охраны труда на предприятии, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;
права и обязанности работников в области охраны труда;
принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов
Тема 6 Безопасность жизнедеятельности
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
Тема 7 Техника подготовки образцов к физико-механическим испытаниям
Подготовка образцов к испытаниям
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
изготовления опытных образцов в лабораторных условиях;
определения соответствия параметров испытуемых образцов ГОСТ и ТУ;
уметь:
готовить образцы из различных материалов к испытаниям;
оформлять документацию на отобранные образцы;
читать чертежи;
владеть технической документацией;
вносить поправки на геометрические размеры образцов;
осуществлять обезжиривание образцов;
составлять протокол на внесение изменений;
знать:
состав, свойства, виды и назначение подлежащих испытаниям образцов;
порядок отбора и оформления образцов;
методику подготовки образцов к испытаниям;
государственные стандарты и технические условия на образцы материалов и изделий;
правила внесения поправок на геометрические размеры образцов;
способы обезжиривания образцов;
технологию слесарных работ;
основные понятия о допусках и технических измерениях;
правила чтения чертежей;
методику составления протокола на несоответствие образца требованиям ГОСТа и внесение изменений
Тема 8 Техника подготовки лабораторного оборудования для физико-механических испытаний
Подготовка оборудования к проведению физико-механических испытаний
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
осуществления проверки лабораторного оборудования;
осуществления простой регулировки лабораторного оборудования;
выполнения работ по наладке оборудования;
уметь:
следить за состоянием лабораторного оборудования;
готовить оборудование для проведения физико-механических испытаний;
осуществлять простую регулировку оборудования;
осуществлять проверку лабораторного оборудования;
наблюдать за работой оборудования в процессе проведения испытаний;
вносить коррективы при обнаружении неисправности оборудования;
знать:
оборудование для проведения физико-механических испытаний, классификацию, назначение, устройство, принцип действия;
последовательность подготовки и правила управления оборудованием для проведения физико-механических испытаний;
возможные неисправности в оборудовании, способы и средства их выявления и устранения;
контрольно-измерительные приборы, используемые при подготовке оборудования, их виды, назначение, способы измерения
Тема 9 Технология выполнения физико-механических испытаний
Выполнение физико-механических испытаний на лабораторном оборудовании
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
осуществления пуска и остановки лабораторного оборудования;
наблюдения за работой оборудования в процессе проведения испытаний;
снятия показаний с приборов;
выполнения расчетов и графических работ, связанных с проводимыми испытаниями;
оформления отчетов о проделанной работе;
уметь:
снимать показания с приборов;
вести рабочие журналы;
обрабатывать и оформлять результаты испытаний и измерений;
выполнять вычислительные и графические работы, связанные с проводимыми испытаниями;
оформлять техническую документацию;
знать:
назначение и основные характеристики приборов;
обозначение на шкалах и способы определения цены деления;
методы и средства обработки, систематизации и оформления результатов испытаний и измерений;
методы и средства выполнения технических расчетов, вычислительных и графических работ;
классификацию погрешностей;
погрешности косвенных измерений и установки;
методы предупреждения погрешностей;
действующие государственные стандарты и технические условия на разрабатываемую документацию, ее форму, содержание и порядок выполнения
Тема 10 Правила техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности
Соблюдение правил и приемов техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
владения приемами техники безопасности при проведении испытаний;
использования первичных средств пожаротушения;
оказания первой помощи пострадавшему;
уметь:
обеспечивать выполнение санитарно-гигиенических требований, норм и правил по охране труда;
обращаться с первичными средствами защиты и пожаротушения;
знать:
требования техники безопасности и охраны труда на предприятии;
основы профгигиены и промсанитарии;
нормы, правила электробезопасности;
меры, средства пожаротушения;
мероприятия по охране окружающей среды